ОТЧЕТ по летней оздоровительной кампании детей — 2023 год
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Социально-психологическое сопровождение кадет ГБОУ Новороссийский казачий кадетский корпус Краснодарского края рассматривается как целостная деятельность, которая носит системный характер и позволяет выстроить текущую работу специалистов как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников внутрикорпусного взаимодействия, причем администрация, педагоги, воспитатели, кадеты, родители рассматриваются как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе на правах сотрудничества.
Целью деятельности социально-психологической службы является содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, обеспечивающей условия для личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся, воспитанников, а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
Задачи социально – психологической службы:
- Создавать благоприятный для развития кадет социально-психологический климат, основанный на организации конструктивного общения учащихся со взрослыми и сверстниками.
- Оказывать своевременную социально – психологическую помощь и поддержку учащимся, родителям (лицам их заменяющих), педагогам по проблемам обучения и воспитания.
- Развивать индивидуальные особенности кадет, их интересы, способности, склонности, чувства, межличностные отношения.
- Оказывать социально-психологическое сопровождение в профессиональном самоопределении кадет.
- Использовать интерактивные формы и методы работы с кадетами и их семьями.
Пакеты методик:
- Выявление уровня дезадаптации кадет.
- Выявление психологических свойств и состояний личности.
- Изучение готовности к проживанию в корпусе.
В своей работе социально-психологическая служба использует в работе программы. Целью социально-профилактических программ является совершенствование системы профилактической деятельности в общеобразовательном учреждении посредством использования интерактивных форм и методов работы.
В социально-психологической службе имеется нормативно-правовая база и ведется следующая документация: журналы консультирования, журналы и бланки отчета групповых форм работы, диагностические карты, карты индивидуального психологического развития учащихся.
Работа социально-психологической службы спланирована по следующим направлениям:
- Организационно-методическая работа;
- Диагностическая работа;
- Психологическое просвещение и социально-психологическая профилактика;
- Развивающая и психокоррекционная работа;
- Консультативная работа;
Цели консультативной деятельности:
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, воспитателей, родителей кадет.
- предупреждение социально-психологических деформаций личности,
- создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе,
- оптимизация детско-родительских отношений.
Индивидуальное консультирование педагогов и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам социальной поддержки кадет, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении.
РАБОТА С КАДЕТАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА ВНУТРИКОРПУСНОМ КОНТРОЛЕ И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Методики:
- Изучение самооценки личности кадета.
- Диагностика сферы межличностных отношений и общения:
- тест«Незаконченные предложения»; —
- методика «Рисунок семьи».
- Оценка уровня тревожности: — методика Филлипса.
- Изучение внутриклассных отношений «Социометрия».
- Изучение уровня агрессивности: — методика А.Баса — А.Дарки.
- Тест «Незаконченные предложения».
- Изучение характерологических особенностей кадет (тест Айзенка).
Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости — целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода.
Очень важно, укреплять положительное начало в ребенке, адаптацию его в коллективе сверстников.
Социально-психологическая профилактика является приоритетным в деятельности службы, рассматривается как система коррекционно-реабилитационных и развивающих мер, ориентированных на формирование системы ценностных установок, укрепление социальной позиции, развитие личностных качеств кадет.
Специалистами СПС организовано индивидуальное социально-психологическое сопровождение кадет, находящихся в ТЖС, СОП, осуществляется систематическое углублённое изучение их психологических свойств и состояний. На основе диагностических данных разрабатывается алгоритм взаимодействия со всеми субъектами профилактической работы, выбираются основные формы и методы работы, даются рекомендации классным руководителям¸ воспитателям по организации конструктивного взаимодействия с кадетами, находящимися в ТЖС, СОП.
Большое внимание уделяется просвещению кадет в тех вопросах, которые имеют для них первостепенное значение: административная ответственность за правонарушения, конфликты с учителями и родителями, последствия ПАВ и других вредных привычек.
Заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом, педагогом-психологом корпуса осуществляется широкая сеть просветительских мероприятий для кадет, педагогов и родителей (лиц, их заменяющих).
В корпусе осуществляется комплексный подход к организации социально-психологического сопровождения адаптационных периодов вновь прибывших кадет, результатом, которого является стойкое снижение количества дезадаптированных учащихся.
В целях благоприятной адаптации для кадет, имеющих повышенный уровень тревожности, были проведены коррекционно – развивающие занятия. Разработан цикл психологических занятий, целью которых является оказание психолого-педагогической поддержки в период их адаптации к условиям кадетского корпуса.
Диагностическая деятельность направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение кадет на протяжении всего периода обучения, выявление наиболее важных психологических особенностей, изучение уровня воспитанности и мотивационной сферы, особенностей деятельности, поведения и психологических состояний кадет, а также направлена на помощь в профессиональном самоопределении.
На протяжении всего учебного года, педагогом-психологом по результатам диагностических исследований, классным руководителям, воспитателям, родителям (лицам, их заменяющих) и кадетам даны рекомендации.
Коррекционно-развивающая работа направлена на активное воздействие на личность кадета с целью формирования у него ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности.
Коррекционно — развивающие занятия планировались по результатам психодиагностического обследования кадет и основывались на методологических принципах.
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на развитие познавательных способностей, развитие и коррекцию эмоциональной сферы, формирование навыков эффективного общения и взаимодействия, на снижение внутриличностных противоречий.